Кластерные перспективы Приамурья

Проект металлургического альянса «Петропавловск» по созданию горно-металлургического кластера (ГМК) в Приамурье получил поддержку правительства. В прошлую пятницу, 7 августа, его одобрила инвестиционная комиссия Министерства регионального развития.

Итогом рассмотрения проектов, имеющих общегосударственное значение и претендующих на финансирование из Инвестиционного фонда, стало одобрение трех из них: «Белкомур» (магистраль Белое море – Коми – Урал), освоение Наталкинского золоторудного месторождения («Полюс золото») и создание ГМК в Приамурье.

Последний проект, направленный на формирование самого масштабного на Дальнем Востоке комплекса черной металлургии, реализует альянс «Петропавловск». Занимая второе место в рейтинге крупнейших российских золотодобытчиков, он в последние годы активно развивает свой бизнес по производству железорудного и титанового сырья. В частности, «Петропавловск» обладает лицензиями на разработку месторождений Куранахское и Гаринское в Амурской области, а также Кимканское и Сутарское в Еврейской автономной области.

Именно на территории этих двух регионов планируется создать горно-металлургический кластер, который объединит добывающие мощности свыше 27 миллионов тонн в год по руде. Проект предусматривает строительство до 2014 года двух горно-обогатительных комбинатов, выпускающих ежегодно больше 11 миллионов тонн железорудного концентрата, и предприятия по производству гранулированного железа.

Кроме того, в рамках кластера потребуется создание дополнительной транспортной инфраструктуры. В Амурской области будет проложена железная дорога Шимановск – Чагоян – Гарь протяженностью 148 км, а в Еврейской автономии уже в этом году начнется строительство международного железнодорожного моста через реку Амур, который поможет наладить сбыт продукции ГМК в Китай.

Как отметил председатель совета директоров УК «Петропавловск» Павел Масловский, «точкой приложения основных усилий государства и бизнеса в развитии Дальнего Востока, по моему глубокому убеждению, должна стать транспортная инфраструктура. Железная дорога Шимановская – Гарь станет частью ветки, соединяющей Транссиб и БАМ. Новый транспортный путь приведет к формированию новых территориальных центров роста, усилению экономической роли России в Азиатско-Тихоокеанском регионе и, что важнее всего, к росту качества жизни».

«Горно-металлургический кластер в Приамурье призван заложить фундамент черной металлургии российского Дальнего Востока»    
 
 

Конечно, такой проект – это дорогое удовольствие. По предварительным прогнозам, с 2009 по 2014 годы в него придется вложить около 86 миллиардов рублей, причем почти 16 из них составят государственные инвестиции. Однако, по мнению экспертов, использование механизма частно-государственного партнерства в данном случае вполне оправданно. Горно-металлургический кластер не только обеспечит трудоустройство нескольких тысяч дальневосточников, но и принесет в бюджеты всех уровней 38миллиардов рублей в течение десяти лет.

По сути, ГМК в Приамурье призван заложить фундамент черной металлургии российского Дальнего Востока. Сейчас в ДФО работает только одно предприятие этой отрасли, «Амурметалл», но на нем в качестве сырья используется железный лом. Добывающие железорудные проекты предполагается реализовать в Республике Саха-Якутия, а также в Читинской области. Правда, они пока находятся в стадии подготовки.

«Петропавловск» уже приступил к созданию кластера. Так, в Амурской области на Куранахском титаномагнетитовом месторождении построены основные объекты рудника, а в Еврейской автономии в июне 2009 года началось возведение Кимкано-Сутарского горно-обогатительного комбината и сопутствующей инфраструктуры.

Окончательное решение о государственном софинансировании проекта ГМК будет принято в сентябре этого года на заседании правительственной комиссии, когда кабинет министров уточнит параметры федерального бюджета на 2010 год.

Дмитрий СЕРОВ

 

Источник новости: http://www.amur.info/analytics/2009/08/14/