На прошлой неделе в ходе встречи с руководителем «Роснедр» Анатолием Ледовских амурский губернатор Олег Кожемяко поднял вопрос о необходимости увеличения государственного финансирования геологоразведочных работ в Приамурье. Причем не исключено, что в недрах нашего региона будут искать нефть. По сообщению пресс-службы областного правительства, 2 апреля губернатор в Москве заявил о необходимости увеличить федеральное финансирование геологоразведки, поскольку недра Амурской области, богатые не только металлами, но углеводородами, изучены недостаточно, а денег на их исследование с каждым годом выделяется все меньше.
На первый взгляд может показаться, что Олег Кожемяко оговорился, ведь наличие в Приамурье крупных запасов углеводородного сырья, как известно, никто еще не доказал. Наша область славится добычей обычного золота, но никак не черного. Однако, в то же время, ни один ученый-геолог до сих пор и не опроверг предположения, что на ее территории может существовать нефте- или газоносный район.
Напомним, что к северу от Приамурья, в Республике Саха-Якутия, разведано несколько стратегических месторождений углеводородов. Крупнейшие из них, Чаяндинское, Верхневилючанское и Талаканское, вот-вот начнут разрабатываться благодаря прокладыванию неподалеку от них нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий Океан». Программа комплексного развития Южной Якутии предусматривает строительство ряда нефтегазовых предприятий.
На востоке, в соседней Еврейской автономной области, по мнению геологов, тоже есть нефть и газ. Согласно данным на 2000 год, прогнозные запасы углеводородного сырья в этом регионе оценивались примерно в 60 млн. тонн. Позднее руководство «Газпром» отмечало, что на территории автономии можно будет добывать миллиарды кубометров газа. В 2005 году в их поиски планировала инвестировать японская группа компаний «Идемитцу». Предполагалось даже построить глубокую параметрическую скважину на деньги бизнесменов из Страны Восходящего Солнца.
Но самые грандиозные запасы черного золота расположены к югу от Приамурья – в китайской провинции Хэйлунцзян находится крупнейшее в КНР месторождение Дацин. Несмотря на то, что оно было открыто почти полвека назад, в 1960 году, там до сих пор ежегодно добывают более 50 миллионов тонн. В провинции действует мощный нефтехимический промышленный комплекс, который вскоре начнет перерабатывать российскую нефть, поступающую по нефтепроводу Сковородино – Дацин.
Выходит, что Амурская область буквально со всех сторон окружена нефтегазовыми районами, но при этом сама обделена углеводородным сырьем. Сахалин и Хабаровский край получают высокие доходы от топливно-энергетических предприятий, Саха-Якутия и Приморье готовятся к строительству нефтеперерабатывающих заводов, а уделом нашего региона остается транзит нефти в страны АТР.
Неужели причина такого положения дел кроется в том, что природа к нам «несправедлива»? Возможно. Но не будем забывать о том, что на сегодняшний день геологами изучено менее 30 % территории нашей области. Масштабные геологоразведочные работы по углеводородам здесь не проводились десятки лет. А когда они проводились – их результаты выглядели многообещающими.
В свое время ученые выделили в Приамурье три перспективных нефтегазоносных бассейна: Ушумунский, Верхнезейский и Зее-Буреинский. Однако полноценные геологоразведочные работы имели место только в последнем из них, причем было изучено не более 20% перспективной территории. В процессе проведения буровых работ был установлен ряд нефте- и газопроявлений – в частности, азотно-метановые и азотно-углекислые газы, содержащие тяжелые углеводороды. По мнению специалистов, в Зее-Буреинском бассейне возможно обнаружение месторождений нефти и газа*.
Проблема заключается в том, что даже через 17 лет, минувших после распада СССР, российские нефтяники процветают благодаря тем запасам, которые были давным-давно открыты советскими геологами. Высокие цены на нефть, державшиеся на протяжении последних лет, не стимулировали капиталовложения в геологоразведку. «Черное золото» можно было с выгодой для себя качать даже на месторождениях с высоким уровнем себестоимости добычи.
Однако период дорогой нефти подошел к концу, и добывать ее на «северных» скважинах, где издержки очень велики, становится нерентабельно. Поэтому вполне вероятно, что отечественные топливно-энергетические компании начнут проявлять интерес к таким перспективным регионам, как Амурская область. В современных российских условиях только финансовые вложения крупной корпорации способны обеспечить геологам новые открытия, а значит, задача амурских властей – найти такого, не чуждого науки инвестора. Как знать, может быть, тогда углеводородные богатства Амура окажутся не миражом, а реальностью.
*География природных ресурсов и природопользования Амурской области. – Благовещенск, «Зея», 2003 г.
Источник новости: http://www.amur.info/analytics/2009/04/14/