В текущем году государство приступило к выполнению своих обещаний о введении льгот при покупке авиабилетов для жителей Дальнего Востока. Но пока воспользоваться ими могут только старые да малые.
Все ближе лето, сезон отпусков, однако, к сожалению, все меньше амурчан могут себе позволить слетать на запад, в европейскую часть России. Разразившийся в прошлом году экономический кризис и последовавший за ним передел отечественного рынка авиаперевозок самым болезненным образом отразился на Приамурье. Рейсы из Благовещенска в Москву и обратно сейчас выполняет лишь одна авиакомпания «Якутия». Дорого и сердито.
Впрочем, недавно о намерении придти на этот, жизненно важный для области маршрут заявили еще два авиаперевозчика – в конце мая в столицу можно будет улететь самолетами «Владивосток Авиа», а уже в апреле в нашем регионе начнет работать крупная авиакомпания «Трансаэро». Ее Ту-214 будет летать из областного центра в Москву три раза в неделю. При этом цена билета в экономический класс составит 10 тысяч рублей (без учета топливных сборов).
Итого, на путешествие туда и обратно уйдет более 20 тысяч. Если учесть, что средняя заработная плата в Амурской области равняется 17 тысячам рублей, то нетрудно понять: полет в столицу для большинства жителей региона остается удовольствием на грани роскоши. Именно поэтому многие экономные амурчане предпочитают летать в Европу через Хабаровск – там авиабилеты по-прежнему дешевле, чем у нас. Даже с учетом затрат на железнодорожный переезд в соседний край.
На протяжении всего прошлого года российские власти, включая президента Дмитрия Медведева, а также премьер-министра Владимира Путина, рассуждали на тему введения на Дальнем Востоке льготных тарифов на пассажирские авиаперевозки. Еще в 2006 году столичные чиновники начали беспокоиться, что дальневосточники теряют «национальную идентичность» из-за своей транспортной оторванности от родной страны. Проще говоря, потихоньку перестают ощущать себя россиянами. Ведь когда слетать в Пекин или Сеул проще, чем в Москву, она кажется другой планетой, и сам собой возникает вопрос: а зачем платить ей налоги и соблюдать ее законы?
В 2009 году правительство России, наконец, решилось субсидировать дальневосточные авиаперевозки. Чтобы авиакомпании не возили дальневосточников себе в убыток, им из федерального бюджета выделено 2,5 миллиарда рублей. Правда, этой суммы на всех жителей нашего округа не хватило. Льготные перелеты с Дальнего Востока в европейскую часть страны и обратно ввели только в период с 15 мая по 15 сентября. А воспользоваться субсидией могут лишь граждане моложе 23 лет и старше 60.
Видимо, замысел властей заключался в том, чтобы помочь провести каникулы в Европе школьникам и студентам, а также обеспечить летний отдых пенсионерам. Но, даже реализуя это благое намерение, Правительство пользовалось какими-то математическими, а не правовыми критериями. Оно будто забыло, что женщины в России выходят на пенсию в 55 лет, и почему-то дискриминировало пенсионерок моложе 60.
Судя по всему, мысли об ущемлении прав тех или иных слоев населения вообще не приходили в головы министров, когда они принимали решение о субсидировании авиаперевозок. Вероятно, эти господа размышляли о том, как выполнить обещание, данное дальневосточникам, и не слишком сильно при этом потратиться. Кризис же на дворе – банкиры и олигархи без помощи государства, того и гляди, не смогут бизнес-классом летать в Монте-Карло.
В результате, из 865 тысяч жителей Амурской области (данные Амурстата на 2009 год) купить льготный авиабилет могут менее 400 тысяч. Но стоит ли это делать, если его цена в Благовещенске превосходит семь тысяч рублей, а в том же Хабаровске можно приобрести не льготный, обычный билет за 6 250 рублей?
Иными словами, хотели как лучше, а получилось как всегда.
Будем надеяться, что экономический кризис не обескровит российский бюджет. Тогда, возможно, правительство выполнит свое обещание и в 2010 году выделит на авиационные субсидии дальневосточникам еще пять миллиардов рублей. По идее, это позволит расширить временные рамки предоставления льгот и возрастной диапазон тех пассажиров, которые смогут ими пользоваться.
Но лучше все-таки рассчитывать не на государство и «доброго дядю» – чиновника, а на естественные рыночные механизмы. Кризис в авиации постепенно утихает, а значит, новые авиакомпании будут занимать опустевшие ниши, конкурировать между собой и снижать цены на свои услуги. Чем больше перевозчиков станет выполнять рейс Благовещенск – Москва, тем дешевле будут билеты на него. Конечно, это – идеальный рыночный сценарий, который далеко не всегда реализуем в суровых российских реалиях.
Однако в амурской авиации есть и хорошие новости. Например, у нас в области возобновились внутренние пассажирские авиаперевозки – ИА «Амур.инфо» уже сообщало о том, что право на такую деятельность получила Амурская база охраны лесов. Если невысокая зарплата не позволяет вам слетать в столицу, вы вполне можете совершить вояж в солнечный Экимчан всего за 3 210 рублей. И пусть вас не смущает, что лесоохрана эксплуатирует авиалайнеры марки Ан-2 – разработанный в 1946 году «кукурузник» по сей день остается одним из самых надежных самолетов.
Источник новости: http://www.amur.info/analytics/2009/04/10/