Работа над концепцией социально-экономического развития Амурской области еще продолжается, а правительство уже предпринимает активные действия, направленные на оздоровление экономики региона. Правда, пока областной кабинет министров напоминает театр одного актера, в роли которого выступает его председатель – Николай Колесов.
На прошлой неделе состоялся официальный визит губернатора в столицу. На первый взгляд, рядовая командировка, но на самом деле, именно благодаря таким поездкам (а главное – их результатам) сейчас формируется имидж Николая Колесова как политика. Безусловно, глава области это прекрасно понимает и старается не снижать темпа своей активности на новой работе.
Управление регионом можно сравнить с шахматной партией, противником губернатора в которой является не человек, а совокупность негативных факторов. Пока Николай Колесов вынужден лишь реагировать на ходы своего абстрактного соперника, но делает это достаточно остро, поэтому не исключено, что скоро инициатива перейдет в его руки. Основные вызовы, которые реальность бросает новой административной команде, – это неразвитость амурской экономики, наследство предыдущего губернатора и различные форс-мажорные обстоятельства – в нашем случае, например, наводнение на Зее.
И вот, губернатор договаривается с МЧС о компенсациях пострадавшим за счет федерального бюджета. Конечно, ни 20, ни даже 50 тысяч рублей не решат проблем лишившихся имущества людей, да и выплаты эти пока лишь планируются, но факт остается фактом – на вызов стихии Николай Колесов среагировал.
Однако куда более принципиальным вопросом для нового губернатором является снижение энерготарифа для населения области. И дело здесь вовсе не в деньгах, а в доверии. Высокие расценки на электроэнергию в Приамурье – это та самая лиса из сказки, которую ни волк, ни медведь гнали-гнали, да не выгнали. Если Николаю Александровичу удастся снизить тариф, то он покажет себя победителем и (что еще более важно) преодолеет скептицизм тех амурчан, для которых что Белоногов, что Коротков, что Колесов, как говорится, один черт.
Именно поэтому вокруг «дела об энерготарифе» в прессе развернулась такая полемика. Сначала губернатор заявил, что уже с сентября этого года тариф уменьшится на 25 копеек. Но тут же стало ясно, что до триумфа еще далеко. Представители РАО «ЕЭС России» распространили информацию, согласно которой энергетики никаких тарифов снижать не намерены. Это, мол, личное дело области, пусть как хочет, так и снижает, а они не уступят ни копейки за кВт/ч.
И здесь тоже присутствует важный политический подтекст. Во всей этой истории Николай Колесов выглядит как борец с Чубайсом, а такой образ, подобно Робин Гуду в средневековой Англии, – один из самых выигрышных в современной России. Даже если амурскому губернатору не достанутся лавры победителя Чубайса в локальном энергетическом конфликте, он все равно заработает очки популярности.
Между тем, глава области договорился с руководством «Дальневосточной энергетической компании» о заключении соглашения, в соответствии с которым тариф на электроэнергию для населения все-таки будет снижен. Правда, энергетики не понесут убытков – они будут получать столько же, сколько и получали. Компенсировать разницу предстоит внебюджетным источникам, то есть, в переводе с русского на русский, каким-то коммерческим организациям.
Таким образом, в решении вопроса об энерготарифе губернатор пытается применить ту же методику, что и в преодолении проблемы ветхого жилья. Она заключается в перекладывании финансовой нагрузки с бедных (населения и бюджета области) на богатых (бизнес). И ключевым элементом в ее реализации, конечно, будет партнерство между властью и крупными предприятиями.
В этом направлении Николай Колесов тоже совершает определенные шаги. В Москву на прошлой неделе он ездил не в гости, а за гостями – вместе с ним в Благовещенск прилетел гендиректор ОАО «КамАЗ» Сергей Когогин. Руководство известного автозавода проявило интерес к двум амурским машиностроительным предприятиям – «Амурдормашу» и «Кранспецбурмашу». На них планируется выпускать запасные части, а также краны и лесовозы на базе шасси КамАЗ для последующей реализации в Дальневосточном федеральном округе.
Амурская пресса подробно писала о соглашении с «КамАЗом», и повторять его детали нет смысла. Важно отметить два более общих обстоятельства, которые, так или иначе, будут определять облик экономики области в ближайшие годы.
Во-первых, губернатор привлекает к сотрудничеству те корпорации, с руководством которых у него существуют хорошие личные или деловые отношения: «Рособоронэкспорт», «АвтоВАЗ», «КамАЗ». Чтобы понять это, достаточно процитировать того же Сергея Когогина: «Нас с Николаем Александровичем связывает давняя дружба, и мне небезразлично, как сложится его работа в Амурской области. Я намерен оказывать ему всяческую поддержку, которая необходима».
Во-вторых, соглашение с ОАО «КамАЗ» даст старт процессу перераспределения крупной собственности в Амурской области. Речь, конечно, идет, прежде всего, о производственных активах и объектах инфраструктуры. Ни одна компания не станет инвестировать в их развитие в ущерб себе, и «КамАЗ» не скрывает намерений попросту купить два амурских завода для увеличения своей капитализации. Именно так называется приобретение контрольных пакетов акций этих предприятий.
Естественно, для Николая Колесова чрезвычайно важно улучшить экономические показатели области. И поскольку сам он вышел из машиностроительной отрасли промышленности, которая в Татарстане развита намного сильнее, чем в Приамурье, он старается приложить свои усилия в знакомой ему сфере деятельности. Если опыт с автомобилестроением окажется успешным, те же тенденции и подходы будут распространены и на другие отрасли: строительство, сельское хозяйство, добывающую промышленность.
При этом итоги командировки амурского губернатора в Москву проявляют еще одно интересное свойство работы нынешнего правительства области. Пока ни вице-губернаторы, ни ключевые министры не совершают никаких значимых действий. По сути, все держится на одном человеке – Николае Колесове. Он вступает в контакты с бизнесменами, принимает решения и делает заявления.
Правительство Амурской области сейчас выглядит как пассивный административный механизм. Возможно, это происходит из-за того, что кабинет министров еще не до конца укомплектован кадрами. Но нельзя исключать и другой вариант – манера управления нового губернатора не предполагает применения принципа коллегиальности.
Андрей РОМАНЦОВ
© «АмурПолит.ру»
Точка зрения автора может не совпадать с мнением редакции информационного проекта «АмурПолит.ру».
Источник новости: http://amurpolit.ru/analytics/2007-08-17/08-16