Сегодня в Чите состоялась пресс-конференция начальника Забайкальской железной дороги Сергея Тимофеева, посвященная итогам деятельности магист-рали и перспективам её развития.
По словам Сергея Тимофеева, в течение 2006-2007 годов обозначились приоритеты дальнейшего развития Забайкальской железной дороги. Комплексная задача наращивания объема транзитных перевозок по Транссибу и увеличение грузопотока на Китай предопределили, куда пойдут основные инвестиции – на завершение реконструкции и электрификацию Южного хода и на техническое развитие главного хода.
Компания «РЖД» и дорога внимательно следят, как идет подготовка к осуществлению крупных инвестиционных частно-государственных проектов по освоению природных ресурсов юго-востока и северо-запада Забайкалья. Строительство новых железнодорожных линий в этих районах, а также строительство нефтепровода из Восточной Сибири до станции Сковородино позволят дороге в несколько раз увеличить погрузочные ресурсы.
Забайкальская магистраль готовится к росту погрузки, контейнерных перевозок, увеличению скорости движения поездов, к улучшению качества транспортного сервиса. Продолжается реформирование организационной структуры, развиваются кадровый и социальный потенциал, внедряется новая техника и технологии.
«В 2007 году по итогам первых шести месяцев работы на 11% увеличен грузооборот к уровню прошлого года. Такой значительный рост достигнут за счет увеличения транзитного грузопотока по транссибирскому участку магистрали» – сказал Сергей Тимофеев.
По итогам работы в первом полугодии магистраль обеспечила выполнение плана по перевозкам пассажиров (на 102, 8 процента), а к прошлому году – на (105,5 процента).
Все основные качественные показатели также выполнены. Улучшено использования подвижного состава. В частности, оборот вагона за шесть месяцев этого года ускорен почти на 3 часа. Участковая скорость увеличена на 1,2 километра в час. Среднесуточная производительность локомотива возросла максимальными на сети темпами – на 8,2 процента к уровню прошлого года.
Как сказал Сергей Тимофеев, по прогнозам, к 2012 году дорога утратит статус классической транзитной и приобретет статус погрузочной магистрали. Суточный объем погрузки будет ориентировочно составлять 150-180 тысяч тонн против 40 тысяч тонн в текущем году. Соответственно годовая погрузка ожидается в объеме 80 миллионов тонн против 20 миллионов тонн по плану этого года.
Между тем, по словам начальника дороги, оценка дальнейшей стратегии развития Забайкальской магистрали будет более объективной при сопоставлении ее с потенциалом транспортной инфраструктуры Китая, так как именно с этой страной у магистрали наибольшие перспективы увеличения грузоперевозок.
В сентябре 2007 года на примыкающей Харбинской железной дороге КНР будет сдано в эксплуатацию 186 км вторых путей участка Хайлар – Маньчжурия, что позволит увеличить пропускную способность этого направления. Ввод этого участка включает в себя и укладку второго пути российской колеи на пограничном перегоне Маньчжурия – Забайкальск. Участок Хайлар – Маньчжурия будет электрифицирован в период 2008-2010 гг. Происходит и усиление перерабатывающих мощностей пограничной станции Маньчжурия.
В планах Министерства железных дорог КНР на 2008-2010 годы намечено осуществить строительство железнодорожной линии по северной части Китая, пролегающей параллельно линии Транссиба в пределах Забайкальской и Дальневосточной железных дорог. Это создает условия для Китайской стороны по организации дополнительных железнодорожных переходов в районах Приаргунска, Аргунска, Амазара, Сковородино и Благовещенска.
В целом за три года в Читинской области по инвестиционному проекту ОАО «РЖД» «Перевозки нефти на Китай» введено 155 км вторых путей, реконструированы многие станции и разъезды на участке Карымская-Забайкальск.
Эффект, достигнутый в результате уже проведенных работ на южном ходу магистрали наглядно демонстрируют цифры. Так, грузооборот на участке Карымская – Забайкальск с 2000 года к 2006 году возрос с 12,2 млн. тонн до 27,4 млн. тонн или в 2,3 раза. При этом в период 2004-2006 годы ежегодный прирост грузооборота составляет от 22 до 26 %. По транзитным перевозкам экспортно-импортных грузов (грузов через пограничный переход Забайкальск – Маньчжурия) темпы роста грузооборота еще более значимы, общий объем перевозок в 2006 году превысил параметры 2000 года в 3,7 раза и составил 21,1 млн. тонн, и по информации сотрудников Харбинской дороги, темпы роста 2010 году возрастут в двое и, в основном, за счет роста объема контейнерных перевозок и прочих грузов. Подтверждением является активное развитие путей и перегрузочных мест на ст. Маньчжурия, а так же строительство контейнерных терминалов фирмами по ст. Забайкальск.
Введен пусковой комплекс парка пограничного досмотра, парк приема и сортировки длинносоставных поездов, удлинены пути на станции Забайкальск. И работа по реконструкции южного хода продолжается.
В 2009 году пропускная способность всего направления для транзитного грузопотока будет составлять 26 пар поездов или 32 млн. тонн грузов.
При электрификации участка Карымская – Борзя, а это уже в планах и компании и дороги, за счет повышения веса поездов и скоростей, объем грузооборота может быть увеличен до 36 млн. тонн.
Возрастает экономическая активность производительных сил Читинской и Амурской областей, а так же потенциальных грузоотправителей за пределами указанных регионов, для которых участок Карымская – Забайкальск является наиболее оптимальным коридором транспортировки своей продукции. Только за истекший период года дорогой получено 9 заявок на примыкание к путям общего пользования с обозначением своих погрузочных ресурсов.
Сегодня первый этап реконструкции южного хода, предусматривающий строительство вторых путей и развитие станций участка подходит к своему завершению и основные параметры проекта практически выполнены.
В настоящий период дорогой согласован дополнительный лимит средств к плану 2007-2008 годов по окончательному завершению первого этапа и создания необходи-мых условий для разворота работ по электрификации. На дорожном штабе строительства рассмотрен первоначальный пакет документов по открытию второго этапа реконструкции. В соответствие с графиком возможно подготовительные работы начать уже в текущем году, что в свою очередь позволит завершить электрификацию от Карымской до Борзи в октябре 2009 года.
Сегодня ставится вопрос о корректировке сроков ввода в эксплуатацию вторых путей на перегоне Харанор-Разъезд №83, что позволит обеспечить ускоренный пропуск строительных грузов (в объеме 3 млн. тонн) к строительству ветки Нарын – Лу-гокан.
Увеличение грузоперевозок за счет освоения юго-восточных железнорудных месторождений – только одно из перспективных направлений работы Забайкальской дороги.
Еще одним перспективным грузоотправителем будет являться Озерный ГОК, территориально находящийся в Республике Бурятия с ближайшей станцией примыкания Могзон Забайкальской дороги. Данный проект начал разрабатываться с 60-х годов. К середине 90-х годов было построено несколько искусственных сооружений и отсыпано 25 км земляного полотна. В настоящее время Инвестиционно-финансовая компания «Метрополь» владеет лицензией на разработку Озерного и Назаровского место-рождений полиметаллов. Для реализации данного проекта ею было создано ОАО «Озерный ГОК». В 2006 г. начато строительство горно-обогатительного комбината и планируется строительство железнодорожной ветки Могзон – Озерный ГОК протя-женностью 160 км. Продукцией ГОКа будет свинцовый концентрат, цинковый концентрат, пиритный концентрат, объем перевозок которых составят до 2,3 млн. тонн ежегодно.
Забайкальская железная дорога приступила к строительству нефтеналивного терминала на станции Сковородино мощностью 15 миллионов тонн нефти в год. Это будет самый крупный терминал в России, на который выйдет западная ветка нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан. Есть и другие перспективные проекты, связанные с реализацией производственного потенциала магистрали.
Источник новости: http://amurpolit.ru/news/2007-07-31/10-27