Выборы в парламент в государстве, где все решает президент, – не самое увлекательное мероприятие. Однако для Амурской области предстоящие выборы в Госдуму имеют большое значение. По сути, они станут очередным раундом конфликта между двумя политическими элитами, одну из которых весьма условно можно назвать «местной», а другую – «пришлой».
Политическим «инженерам» нашего государства хотелось бы, чтобы борьба за места в Госдуме шла между партиями (и желательно ручными), а не конкретными людьми. Но партии, при всем желании, не могут отказаться от услуг харизматичных лидеров и региональных «паровозов», которые сталкиваются друг с другом на местах. Иначе они просто не получат депутатских мандатов. Россияне (а к востоку от Урала особенно) не жалуют программы, идеи, платформы и прочую интеллигентскую «муть» – им подавай человека. Поэтому, несмотря на смену законодательства, парламентские выборы 2007 г. неизбежно пройдут в той же плоскости борьбы рейтингов отдельных персон в регионах.
В Приамурье накануне выборов сложилась неоднозначная ситуация, чреватая прямым столкновением партии власти и правой оппозиции. Список кандидатов от «Единой России» возглавил губернатор области Николай Колесов; список Союза Правых Сил – тандем Бориса Виноградова и Андрея Плутенко.
Стороны вступили в конфликт незамедлительно. На пресс-конференции по случаю истечения ста дней своего губернаторства Колесов жестко «прошелся» по Виноградову. «У нас сегодня сколько депутатов, которые интересы области представляют в Госдуме? Ноль. Ноль у нас таких депутатов. А вообще-то один. …Я голос нашего депутата слышал, когда меня наделяли полномочиями. Он меня учил, как работать. Я ему говорю: большое спасибо. Но я ему говорю – за эти 100 дней не слышал ни разу голос этого депутата, и я вообще в лицо его не знаю. Разве мы можем развиваться на Дальнем Востоке и вообще развиваться на площадке РФ, если у нас представителей в Госдуме не было, если у нас представителей в Совете Федерации не было?» – риторически вопрошал глава области.
Вскоре после этого руководитель регионального отделения СПС Андрей Плутенко сообщил о том, что губернатор оказывал на него психологическое давление, принуждая отказаться от политических амбиций. На всероссийском съезде СПС в Москве было принято официальное обращение партии к президенту Владимиру Путину с требованием уволить Николая Колесова с должности.
Этот обмен «любезностями», естественно, только начало настоящих военных действий. Ближе к декабрю пиарщики обеих сторон разойдутся не на шутку. Но важно понимать, что сейчас мы наблюдаем в Приамурье не просто предвыборную борьбу – на самом деле происходит столкновение между двумя политическими элитами. Первый раунд этой схватки состоялся весной нынешнего года, когда силовыми методами была «свергнута» прежняя правящая верхушка во главе с Леонидом Коротковым, а вместо нее в область командировали новую команду управленцев. Второй раунд совпадет с периодом выборов 2007-2008 гг.
Безусловно, те политики, которых можно причислить к «местной» элите, тоже не всегда были местными. И Борис Виноградов, и Галина Буслова когда-то приехали в Благовещенск из других городов тогда еще Советского Союза и были вынуждены завоевывать и зарабатывать авторитет. Но теперь и у них, и у ряда других сильных фигур в области существуют налаженные связи, определенный вес и группы сторонников. Очевидно, что старая амурская элита не заинтересована в потере своего влияния и переделе собственности, поэтому она сделает все возможное для поражения «Единой России» на выборах в Приамурье.
Николаю Колесову, в свою очередь, наоборот нужно привести партию власти к победе. Для него эти выборы – своего рода тест на административную прочность. Их результат покажет Кремлю, соответствует ли новый губернатор доверенной ему должности. Внимательные наблюдатели будут фиксировать каждый его шаг, каждое слово, любое нечаянное нарушение закона или неформальных правил. Ведь декабрьские выборы – репетиция президентских, а посему Москва вынуждена жестко отслеживать такие показатели, как уровень явки избирателей и процент голосов, отданных «Единой России».
Понимая, что проиграть выборы в Госдуму значит проиграть всю свою дальневосточную кампанию, Николай Колесов уделяет огромное внимание активной и, главное, эффектной работе. Он снижает энерготариф для населения, устраивает праздники, доводит до ума «Бастилию», создает концепцию развития региона и т.д. Таким образом, в рекордно короткие сроки происходит «накачка» рейтинга губернатора и фиксация имиджа крепкого хозяйственника.
Конечно, во время выборов в Амурской области, помимо конфликта СПС – ЕР, будут и другие факторы. Определенную долю голосов возьмут коммунисты; часть их электората переманит «Справедливая Россия»; какой-то процент наберет ЛДПР. Но анализ региональных списков этих партий показывает, что у них главной «приманкой» для избирателя по-прежнему будут политики федерального уровня: Зюганов, Миронов, Жириновский. При всем уважении к левому флангу нужно признать, что «раскрученных» амурских кандидатов в депутаты под его знаменами почти нет.
Впрочем, на этих выборах значение будет иметь не то, сколько голосов наберет та или иная партия слева или справа, а то, сколько голосов потеряет «Единая Россия». Именно ее результат в Приамурье продемонстрирует, насколько удачно прошла операция по смене региональной элиты.
Андрей РОМАНЦОВ
© «АмурПолит.ру»
Точка зрения автора может не совпадать с мнением редакции информационного проекта «АмурПолит.ру».
Источник новости: http://www.amurpolit.ru/analytics/2007-10-01/16-54