Директор Института экономики Дальнего Востока Павел Минакир: Китайцев стало меньше, и тут же начались проблемы

Сможет ли федеральная программа развития Дальнего Востока и Забайкалья спасти регион? Или региону нужнее хороший инвестиционный климат? Способна ли власть предложить своим восточным соотечественникам больше, чем сулят ей бурно развивающиеся экономики стран Юго-Восточной Азии? Ответы на эти вопросы искали в среду участники Дальневосточного экономического форума в Хабаровске.

На них же мы попросили ответить одного из участников форума – директора Института экономических исследований ДВО РАН академика Павла Минакира.

Российские власти планируют разработать стратегию развития Дальнего Востока аж до 2025 года. А китайцы раньше не успеют освоить регион?

Все зависит только от России. Мы привыкли везде видеть внешнюю опасность, боимся, что нас захватят, обидят. Ничего этого не произойдет, если Россия не захочет. Если же ей будет все равно и к региону будут относиться как к чемодану без ручки, который бросить жалко, но тащить тяжело, то утрата Дальнего Востока весьма вероятна.

Деньги, выделяемые Дальнему Востоку в рамках федеральной целевой программы, могут помочь?

Существует много мифов относительно Дальнего Востока. Один из них – что Дальний Восток умирает и что его срочно нужно посадить то ли на наркотики, то ли на сильнодействующие лекарства. Однако выделяемые на восемь лет 22 млрд долларов сильным лекарством не являются. Это сущие копейки, много шума из ничего. Через море к нам прут мощные, диверсифицированные, успешные, эффективные, комфортные экономики, которые могут предложить нам несравнимо больше, чем 22 млрд или 222 млрд долларов.

Что же должна делать власть в таком случае?

Прежде всего понять, что Дальний Восток вовсе не при смерти. Никакой это не депрессивный регион. Он умел выживать и без всяких программ. В начале 90-х годов было очень плохо, тяжело, как и во всей стране, хуже, чем кое-где в России. Сейчас мы нормально развиваемся, пусть не так быстро, как хотелось бы. Но до сих пор никто не предложил формулу преобразования количества программ, стратегий, миллиардов из госбюджета в процветание а-ля Швейцария, а-ля Япония или хотя бы а-ля Китай. Нет такой формулы. Поэтому единственный выход – провести эксперимент по примеру Китая, сделать то, что китайцы сделали в районе Шанхая.

Что именно?

Создайте на территории Приморья, Хабаровского края, Амурской области локальные зоны, освобожденные от контроля. Бросьте их на людей, на местных инвесторов, на пришлых инвесторов. Бросьте и не трогайте, жители найдут, чем заниматься, они подтянут сюда ресурсы. Не надо говорить им заранее, что они должны делать – перерабатывать или продавать. Экономика сама определит. А получается, что мы вроде бы либералы и рыночники, но при этом стараемся держать руку на пульсе. Собираем все деньги в бюджет, а потом распределяем их по регионам и называем это программой. А потом журим на совещаниях губернаторов и прочий чиновный люд, вот, мол, какие вы – мы вам сказали сделать, а вы не сделали, ну-ка, освободите место. Все это лукавые игры.

А излишняя самостоятельность не станет дополнительным толчком к обретению Дальним Востоком полной самостоятельности?

Нет, и начало 90-х годов это доказало. До конца 80-х Дальний Восток находился на полном государственном содержании, а в 1989 году оказался в прямом смысле этого слова брошенным. И что? А ничего! Он не погиб, не ушел в Китай, не присоединился к Японии, не объявил самостоятельность. Он нашел способ существования за счет инициативы людей, которые здесь живут. Мы выживали, мы создавали бизнес, зарабатывали деньги. И все это без каких-либо указаний из Москвы. Другое дело, что самостоятельность нужно дать не начальникам, а населению, экономическим агентам. Сказать, что им не надо получать разрешение на ведение бизнеса. Что им не нужно платить с него 70% налога. Что вот эта земля, на которой они строятся или развивают бизнес, хотя бы на 100 лет принадлежит им. Что им не надо принимать каждые два часа очередного проверяющего и давать взятку. А главное – что завтра их не объявят врагами России за то, что они имеют успешный бизнес, и не посадят, этот самый бизнес отобрав.

Сейчас часто можно слышать о том, что дальний Восток уже заселен китайцами. Это правда?

Вы много китайцев видели? Вот и я – не много. Экономической проблемы с прибытием на Дальний Восток китайцев нет. Проблема в том, как разрешить целый ряд задач экономики, если китайцы не приедут. Есть отрасли, которые держатся на китайцах, – строительство, сельское хозяйство, легкая промышленность в какой-то мере. В стратегических отраслях – таких как горнорудная промышленность, золотодобыча, машиностроение, оборонная промышленность, транспорт – их нет и не будет. В последнее время китайцев стало меньше, и тут же начались бытовые проблемы. Замок вставить в обувь некому. Смешно, но именно это и есть экономика, а не многомиллиардные воздушные замки.

 

Источник новости: http://www.amurpolit.ru/news/2007-09-20/15-41