Очередность строительства ВСТО будет пересмотрена

Глава компании «Роснефть» Сергей Богданчиков предложил пересмотреть очередность строительства ответвления от нефтепровода ВСТО в Китай с первой очереди на вторую. Об этом он заявил на совещании у президента РФ Владимира Путина, на котором присутствовали топ-менеджеры «Роснефти», Транснефти», «Газпрома», а также главы профильных министерств. С точки зрения логики реализации проекта предложение главы «Роснефти» стало неожиданным.

Постановление о проектировании и строительстве нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» по маршруту: г. Тайшет (Иркутская область) – г. Сковородино (Амурская область) – бухта Перевозная (Приморский край) было подписано председателем Правительства РФ Михаилом Фрадковым 31 декабря 2004 г. Общая мощность объекта должна была составить до 80 млн. тонн нефти в год. На компанию «Транснефть» возлагались функции заказчика проектирования и строительства нефтепроводной системы.

На тот момент маршрут не предусматривал ответвления на Китай: был определен основной маршрут, в остальном инициатива оставалась за китайской стороной.

26 апреля 2005 г. министр промышленности и энергетики Виктор Христенко подписал приказ «Об определении этапов строительства трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан», согласованный с Минэкономразвития и Минприроды. Документ определил два этапа реализации проекта.

Первый включал строительство нефтепровода по маршруту г. Тайшет (Иркутская область) – район Усть-Кута (Иркутская область) – г. Казачинское (Иркутская область) – г. Тында (Амурская область) – г. Сковородино (Амурская область) общей мощностью 30 млн. тонн нефти в год. Компании «Транснефть» поручалось завершить работы по строительству линейного участка нефтепровода с конечным пунктом в г. Сковородино одновременно со сдачей в эксплуатацию первого пускового комплекса морского порта в бухте Перевозная – во втором полугодии 2008 г.

Второй этап включал строительство нефтепровода г. Сковородино (Амурская область) – бухта Перевозная (Приморский край) общей мощностью 50 млн. тонн нефти в год. При этом предусматривалось расширение пропускной способности нефтепроводной системы до 80 млн. тонн нефти в год.

В апреле 2006 года президент России принял решение перенести трубу севернее водосборной зоны Байкала, затем оно было детализировано в нормативных документах ведомств. Так был задан окончательный формат проекта.

В июне 2005 г. поступила инициатива от Китая, в результате российская «Транснефть» и китайская компания CNPC подписали договор о строительстве ответвления от ВСТО в КНР до Дацина. Согласно контракту, проект стоимостью 436 млн. долл. будет профинансирован китайской стороной, причем проектные работы должны быть окончены по истечении 208 суток после получения Россией первого платежа за строительство этой ветки. Платеж поступил в июне 2007 г. Это значит, что реализация проекта должна стартовать в начале следующего года.

Сегодня трудно определить мотивы компании «Роснефть» в ее предложении поменять местами этапы строительства. «Роснефть» является одним из важнейших участников проекта, более того, компания претендует на то, чтобы стать крупнейшим экспортером нефти Восточной Сибири через магистраль «Восточная Сибирь – Тихий океан». Свою стратегию «Роснефть» объясняет стремлением сделать поставки сырья экономически выгодными.

Решение проблемы должно иметь комплексный характер. «Транснефть», будучи компанией государственной, всегда придерживается политической стратегии российского правительства. Согласно заявлению вице-президента «Транснефти» Сергея Григорьева корпорация готова корректировать свои планы, если правительство примет соответствующее решение. Тем не менее, на сегодня строительство ВСТО ограничено рамками сроков и этапов, закрепленных в официальных документах, договором с китайской компанией, графиком Минпромэнерго. Что самое важное, уже началась прокладка трубы.

 

Источник новости: http://www.amurpolit.ru/news/2007-09-07/00-07